Люди террора. Смертники.

ПРЕСС-СЛУЖБА

Люди террора. Смертники.  6 декабря 2010
Автор: Алексей Филатов

Смертники... Кто же все эти люди, которые с такой лёгкостью заканчивают жизнь со взрывным устройством на теле? Тупые фанатики-исполнители? Юсупов, к примеру, раньше был обычным парнем, который хорошо учился в школе, потом пошёл обучаться в агроколледж той профессии, которая так нужна его родине – профессии тракториста. Прошло какое-то время и мы узнаём о нём из сводки новостей, где говорится, что он под исламским именем погибает с поясом смертника… Нет, несмотря на то, что всех нас когда-нибудь не станет, смертниками не рождаются, смертниками становятся.



ЛЮДИ ТЕРРОРА. МЕТОДЫ.

Нам не страшно.
Мы не боимся.
Нас это не коснётся.
Так думали если не все, то большинство жертв террора.
Так думаете и вы.

«Если терроризм есть, то, значит, он кому-нибудь нужен…»

Сегодня понятие «терроризм», к сожалению, плотно вошло в нашу повседневную жизнь. Благодаря СМИ и интернету мы всё мешаем в одну кашу: где терроризм – там ваххабизм, где ваххабизм – там шахиды и т.д. Мы рассуждаем об этом страшном явлении, читаем новости, смотрим ток-шоу, посвящённые этой теме порой даже не зная, что это такое и где корни этого зла.

Терроризм бывает разный. Если классифицировать его в зависимости от преступной мотивации то основными видами террора являются политический, националистический, экономический и религиозный. Предлагаю рассмотреть наиболее актуальный для нашей страны последний вид.

Нужно начать с того, что основные мировые религии (христианство, буддизм, ислам, иудаизм) основаны на терпимости и человеколюбии и не являются агрессивными по своей сути, но есть религиозные течения, которые прямо оправдывают насилие и жестокость. Например, учения секты "Аум Синрикё" говорят о том, что убийство помогает и жертве, и убийце обрести спасение. Так что, на мой взгляд, понятие «религиозный терроризм» (или терроризм на религиозной почве) имеет право на существование.

Ни для кого не секрет, что «если терроризм есть, то, значит, он кому-нибудь нужен». А нужен он далеко не тем, кто взрывает себя или просто обрекает на верную смерть, свято веря, что это и есть религия и что он всего лишь исполняет волю всевышнего. Всегда есть определённый круг людей, которые в своих целях освящают террор религиозными нормами, называя это всё «борьбой за свободу». У нас в стране всех этих людей почему-то принято называть «ваххабитами», но что это такое знают немногие.

Немного из истории

Ваххабизм возник в Аравии в середине XVIII в. Его основоположником был проповедник Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб. В 1736 году он написал «Китаб ат-Таухид» («Книга единобожия»), где изложил свои идеи.

По мнению Мухаммада ибн Абд ал-Ваххаба необходимо очищение ислама, возврат к его изначальным установлениям. К отступлениям от ислама отнесены самые разные вещи - поклонение Аллаху у могилы праведного человека, поклонение памятникам, монументам, идолам, колдовство, любые виды предсказаний, ношение амулетов, драгоценностей и т.д. «Неверными» объявляются те мусульмане, которые «вводят какие-либо новшества в сферу религии». Ваххабиты утверждают, что мусульманин перестает быть мусульманином в случае мельчайшего отступления от единобожия, его жизнь и имущество перестают быть неприкосновенными, т.е. он может быть убит, а имущество его будет изъято.

Значительной политической силой, ваххабизм стал уже после смерти (в 1792 году) основателя этого течения. В начале XIX века ваххабизм распространил свое влияние практически на всю Аравию. Причем методы распространения вполне соответствовали степени жесткости идеологии.

Сегодня ваххабизм во многом, к сожалению, из идеологии превратился лишь в оболочку терроризма, хотя истинный ислам пропагандирует добро и считает грехом самоубийство.

Сама по себе принадлежность к ваххабизму не делает верующего сторонником политического терроризма. Ваххабитское учение является официальной религией в Саудовской Аравии, Бахрейне, Катаре, Кувейте, ОАЭ и Омане, однако народы и политику этих государств нельзя считать террористическими. Вместе с тем известно, что религиозные экстремисты из арабских стран занимали ключевые места в руководстве незаконных вооруженных формирований на Северном Кавказе. Саудовский ваххабит амир Хаттаб (он же Са-мер бен Салех ас-Сувейлем) много сделал для того, чтобы превратить чеченское партизанское движение в религиозную войну против неверных, включая чеченских мусульман, не желающих принимать ваххабизм.

Что же сегодня?

Но почему сегодня мы со страшной периодичностью смотря вечером новости по телевизору видим репортажи о новых терактах? Безусловно, тому, что сегодня религиозный терроризм так широко распространён, способствуют многие обстоятельства. Наиболее важным из них, на мой взгляд, является двусмысленность религиозных текстов. Естественно, руководители террористических организаций трактуют эти тексты так, чтобы не оставалось никаких сомнений в необходимости убивать, иногда жертвуя собой. Не обходится здесь и без обработки потенциальных смертников. При подготовки мужчин сегодня работает внушение, что после гибели в раю окажутся не только они сами, а также ближайшие родственники, возраст их не будет превышать тридцать три года, каждому достанется определенное количество девственниц и прочие «радости». Женщинам могут говорить, в раю окажутся не только они, но и их жертвы. О том, что этот метод мотивации действительно работает, свидетельствует запись разговора преступников, оставшаяся на мобильном телефоне, в ходе их следования к месту проведения террористического акта в Эр-Рияде (Саудовская Аравия). Мужчины, идущие на смерть, воодушевленно рассуждали об обязанности вести джихад против «неверных», в данном случае против иностранцев и саудовцев – «вероотступников», о той награде в виде гурий, которую они получат буквально через несколько минут, сразу попав в рай и т.п. Заканчивается эта запись криками «Аллах Акбар!», автоматными очередями и взрывом.

Само собой, обобщать психологический тип террориста смертника невозможно. В каждом отдельном случае разные мотивации совершения теракта, уничтожив себя. Это могут быть и религиозные фанатики, и мстители, и психопаты. К каждому из них применяется индивидуальный подход.

Существуют основные методы вовлечения в террористическую деятельность:

1. Использование людей склонных к фанатизму. В некоторых случаях их подбирают в процессе религиозного обучения и во время проповедей, другие приходят сами. Эти люди действуют на основании сложившихся убеждений, могут иметь разное образование, от полного его отсутствия до окончания престижных университетов и наличия ученых степеней. Как правило, они имеют обостренное чувство социальной справедливости, возможно присутствие акцентуированных черт характера и психопатий. Основной мотив самопожертвования – переживание за судьбу своего народа, ненависть к народу - противнику, причем не только к его политическим лидерам, вооруженным силам, но ко всем представителям.

Один из духовных лидеров сил джихада Фатхи Шкаки (он был убит израильтянами в 1995 году в результате спланированной операции) говорил так об одном из методов вербовки «шахидов»: «к нам приходят люди и говорят, что способны на акцию, я их отговариваю. Если они продолжают настаивать, я с ними соглашаюсь».

2. Использование национально-психологических особенностей и трагических личных ситуаций. Известно, что в поисках объектов для психологической обработки и привлечения к совершению терактов, сопровождающихся самоуничтожением, вербовщики и эмиссары террористических организаций осуществляют поездки по населенным пунктам республик Северного Кавказа в поисках вдов погибших членов НВФ якобы для оказания материальной помощи от мифических зарубежных организаций. Активизация личных мотивов к активной мести у лиц, вступивших на путь самопожертвования, происходит в случаях, когда в семье есть пострадавшие в процессе противостояния с противником. Это касается и мужчин и женщин. Не последнюю роль в принятии подобного решения играет и материальный фактор.

Брат сестер Ганиевых, продавший их в банду, после совершения сестрами террористической акции, получил за каждую «гонорар» в размере полутора тысяч долларов, а З. Мужахоевой, прошедшей подготовку для самоподрыва в центре Москвы, бандиты обещали вернуть деньги родственникам, которые ее прокляли после совершения З. Мужахоевой кражи.

3. Индивидуальная обработка и постепенное втягивание в террористическую деятельность. Система подбора последователей псевдоваххабитской веры осуществляется, как и в любой секте с помощью ее активных представителей. Они намечают объекты для обработки в любом месте, где происходит общение. В республиках Северного Кавказа находятся в розыске сотни молодых женщин, порвавших отношения со своими семьями. Всё чаще встречаются случаи исламизации представителей славянского населения.

В процессе дальнейшей, уже боевой подготовки смертников, лежат изнурительные тренинги, в ходе которых происходит трансформация личности, человек становится другим. Инструкторы используют рекомендации теоретиков джихада по формированию психологической установки на уничтожение своего «я», подавления самостоятельности личности. Система обучения мучеников аллаха (точнее, ее отсутствие, за исключением изучения положений Корана о радости самопожертвования ради Аллаха), такова, что не только молодежь, но и взрослое население мало знают об окружающем их мире.

Во время захвата заложников в Театральном центре на Дубровке, одна из девушек заложниц в разговоре с ровесницей террористкой, достаточно долго сидевшей рядом в, так называемом, «поясе шахида», с удивлением обнаружила у неё полную неосведомленность о важных исторических событиях, в частности о том, что была Вторая мировая война.

4. «Атака любовью». Активное используется желание молодых девушек устроить свою судьбу, счастливо выйти замуж, причем за человека разделяющего их убеждения и идеалы. Боевики не гнушаются прямого обмана. В одном случае новоиспеченной жене соврали, что ее муж погиб и она должна отомстить за его смерть. В период активных боевых действий на Кавказе сложилась уникальная система «подставы мужчин» к определенному типу женщин, которая используется для психологической обработки, прежде всего молодых девушек. Учитывая, что Коран разрешает многоженство, некоторые из женщин добровольно соглашаются связать свою судьбу с боевиками, выступающими для них в образе героев, зная или догадываясь, что у них есть другие семьи.

Бывшим мужем Мариам Шариповой, одной из террористок-смертниц, взорвавшей себя в московском метрополитене, был иностранный наемник, известный под прозвищем Доктор МухаммадБоевик, отвечавший в Дагестане за связи с международной террористической организацией "Аль-Каеда", был уничтожен в Хасавюртовском районе республики 30 августа 2009 года, и Шарипова, вероятно, мстила за смерть мужа.

5. «Крушение личности». Самый жестокий метод принуждения к террористической деятельности, который используется в основном в отношении женщин. Это своеобразная «вербовка в лоб» в сочетании с принуждением и жестокостью. Всё просто: сначала ищут потенциальную жертву, захватывают её, далее идут физические издевательства, насилие над ней в случае не согласия с прямым предложением стать на путь террористки-смертницы. В результате происходит осознание, что дальнейшая жизнь может стать невыносимой, происходит обрушение надежд и планов. Женщина, подвергшаяся подобному физическому и психологическому воздействию, получает сильнейшую психическую травму и может оказаться на грани самоубийства, чего, собственно, и добиваются террористы.

Например, Зарема Инаркаева, чудом осталась в живых после того, как два года назад ее после многомесячных издевательств в банде террористов, заставили войти с миной в сумке в помещение Заводского РОВД города Грозного и включили систему дистанционного управления подрывом. К счастью, тогда сработал только взрыватель.

Как мы могли убедиться, для наращивания человеческих ресурсов террористы используют абсолютно индивидуальный подход. Это говорит о том, что во главе этих бандитских организаций стоят люди, понимающие острую необходимость психологического анализа будущих «пешек». Нужно понимать, что для достижения свих целей они не остановятся ни перед чем, даже перед коверканием собственной религии. Поэтому очень важно всё-таки разделять понятия ислам и терроризм на почве псевдоислама.

 

Вернуться к списку