О подвиге Группы "А"

Герой Советского Союза генерал-майор Геннадий Зайцев о подвиге бойцов Группы «А» в Будённовске

Двадцать шесть лет назад штурм, предпринятый бойцами Группы «А», сорвал планы банды террористов Шамиля Басаева, напавшей на город Будённовск. Но до сих пор в прессе то и дело появляются заголовки: «Почему провалился штурм спецназа?..» С этим утверждением я категорически не согласен.

Утро 14 июня 1995 года. Сотрудники ГАИ остановили на посту перед Будённовском колонну из трех «КамАЗов» и легкового автомобиля с проблесковыми маячками и надписями «Милиция». На предложение досмотреть груз был получен отказ: в кузове якобы тела военных, погибших в Чечне.

Решили сопроводить колонну через город. На выезде опять остановили колонну и попытались досмотреть — и вновь отказ. Сопровождающие сказали, что покажут груз только кому-то из начальства. Колонна направилась к зданию РОВД.

Уже в городе басаевцы — всего в банде было двести боевиков — расстреляли милиционеров. После чего ворвались в здание РОВД. По пожарной лестнице они добрались до пятого этажа и, проникнув внутрь, начали вести огонь по всем кабинетам.

Затем боевики рассредоточились по улицам и двинулись к площади, расположенной перед зданием городской администрации. По пути они устроили облаву: захватывали заложников, а по всем, кто сопротивлялся, убегал или просто пытался вести диалог, — стреляли на поражение.

Террористы врывались в дома, останавливали и расстреливали проезжающие мимо автомобили. Одна из заложниц вспоминает, что она ехала со своей начальницей в «Сбербанк». Водителю удалось скрыться, начальницу убили автоматной очередью, а ее вытолкали из машины и поставили на колени на площади.

На пути в больницу было убито более ста горожан. А толпу заложников численность шестьсот человек террористы погнали в центральную районную больницу, где захватили 650 больных и 450 работников.

В первый день нападения басаевцами были отобраны среди заложников шесть мужчин, которых расстреляли перед зданием для устрашения. Боевики заминировали подвальные помещения в местах массового содержания заложников, а также расположенную вблизи главного корпуса больницы кислородную станцию с наполненными баками.

Очевидно, что взять больницу можно было только в результате войсковой операции с применением бронетехники, артиллерии и вертолетов. Однако наличие огромного числа заложников делало это невозможным. На чем, собственно, и строился расчет террористов. Басаев не сомневался: ультиматум будет принят!

Вместе с «альфовцами» к операции подключили сотрудников «Веги» — то, что осталось от элитного подразделения «Вымпел», разгромленного после октября 1993-го года. Прикрывали спецназ госбезопасности бойцы СОБРа. Следуя во втором эшелоне, они должны были предупреждать попытки террористов вырваться из окружения.

Часть зданий больницы спецназ освободил. На одном из направлений группа Краснодарского отдела почти сумела пробиться в помещение первого этажа, но шквальным огнем была прижата к земле. Пришлось залечь на расстоянии 20-30 метров от основного корпуса. Трое сотрудников погибли.

После восьмичасового боя командир Группы «А» генерал Александр Владимирович Гусев приказал бойцам отойти.

«Знаю, многие считают операцию провальной, но я так не думаю, — сказал в одном из интервью Герой России Александр Матовников. — Изначально бандиты не шли ни на какие уступки, вели себя нагло, но после наших решительных действий согласились на предложенные условия. Басаев выпустил всех заложников — сначала рожениц и детей, потом остальных».

Будённовск… Хорошо помню, как спустя несколько месяцев после трагедии я услышал слова премьера Черномырдина, заявившего одному из центральных каналов: «Наверное, «Альфа» не смогла». Как лезвием по сердцу было слышать такую явно несправедливую оценку.

Равно как, впрочем, и читать лживые пассажи писателя и мистификатора Игоря Бунича: «Глядя на бьющуюся в истерике женщину, размахивающую простыней, и слыша ее крики, молящие о пощаде, генерал Гусев и сам был близок к истерике. Ему также захотелось упасть на землю и, рыча, бить кулаками по камням, биться головой об опаленный дерн и ругаться матом так, как умеют ругаться русские люди в припадке буйного отчаяния.

Избранная им тактика «шквального огня» привела к тому, что у «Альфы» кончались боеприпасы, а террористы отвечали таким огнем, как будто в больнице были развернуты склады боепитания, по меньшей мере, на целую общевойсковую дивизию».

Что касается огневых запасов, сосредоточенных в больнице, то — верно: они как раз опровергали браваду Шамиля Басаева, которые утверждал, что он, этакий матрос Железняк, «шел на Одессу, а вышел к Херсону». Ни о какой Москве (якобы террористы собирались туда) и речи быть не могло! Целью акции являлся именно Будённовск, город Святого Креста (это его историческое название).

После всего случившегося на силовиков обрушился вал справедливой критики. Что ж, спорить с ней трудно. И — не нужно! Факт есть факт: прорыв-то состоялся, погибло много людей. Столько горя, столько крови… Страна испытала настоящий шок. По результатам боевых действий в Чечне был нанесен сильнейший морально-психологический удар. Однако некоторые обстоятельства требуют уточнения.

В книге «Портрет министра в контексте смутного времени: С. Степашин» приводятся сведения, стекавшиеся в Москву накануне басаевского рейда. Как докладывали из Чечни, Дудаев, фактически лишенный былой власти и силы, прилагает отчаянные усилия, чтобы переломить ситуацию. Оставшись с небольшой группой единомышленников, как впоследствии вспоминал Аслан Масхадов, он готовился к решающей схватке.

Летом 1995 года федеральные силы давили ичкерийских сепаратистов и наемников по всем направлениям. Накануне над горным райцентром Ведено, откуда родом Шамиль Басаев (если быть точным, он из Дышне-Ведено), был водружен флаг России.

Аслан Масхадов и глава МИДа сепаратистов Яриханов в Назрани в 1996 году рассказывали: «Мы считали, что все — конец именно летом 1995 года. Нас оставалось человек восемнадцать… Мы были в штабном вагоне Джохара и готовились, в общем-то, к смерти. Сдаваться мы, естественно, не собирались. Поход Басаева был неожиданностью. Он сначала не собирался идти в Будённовск, он собирался идти в Кавминводы. Хотел захватить самолет и лететь бомбить Москву…»

Оставляю без комментариев пассаж относительно «бомбардировки Москвы», а вот захватить пассажирский самолет, чтобы превратить его в средство шантажа и «живую бомбу», — вот такую задачу Басаев мог бы попытаться осуществить на деле. Опыт по захвату воздушного судна у него имелся.

Из шифровки, которую из Грозного прислали Игорь Межаков, заместитель директора ФСБ, и командующий группировкой Анатолий Куликов, следовало: группа боевиков во главе с Шамилем Басаевым намерена прорваться в один из городов юга России для совершения терактов.

Шифровка была незамедлительно направлена во все подразделения ФСБ и МВД.

Накануне ночью Сергей Вадимович подписал записку президенту о возможности диверсионного рейда Басаева. Это было серьезным предупреждением. Дело в том, что сигналы о возможных подобных акциях поступали с «завидной» регулярностью. От систематических угроз устали все — это, кстати, напоминало ситуацию весны-лета 1941-го, когда по линии разведки в Москву к Сталину стекалась горячая, но разноречивая информация о намерениях Гитлера.

Да, сигналы проверялись, усиление за усилением лишало оперативных сотрудников ФСБ и милицию сна и отдыха. Могло показаться, что громкие заявления Мовлади Удугова, которого называли «чеченским Геббельсом», направлены на то, чтобы измотать федеральные силы бесплодным ожиданием.

При этом ответственные руководители давили на нервы: «Не дай-то Бог, что случится, иначе головы не сносить!» Вот только на деле окажется, что «сносить» головы пришлось кому угодно, но только не руководителям, допустившим ЧП.

Непоправимое все-таки случилось! Пришло известие, которого так опасались: «Группа боевиков прорвалась на территорию Ставропольского края и осуществила нападение на отделение милиции г. Будённовска. Информация проверяется».

Выслушав доклад, Борис Ельцин приказал: «Действуйте как можно жестче…» и отправился в канадский Галифакс на саммит «семерки».

НОВОСТИ / СОБЫТИЯ

  • 25.03.2024

    Памяти командира

    Читать
  • 25.03.2024

    Сила в движение и единстве!

    Читать
  • 24.03.2024

    Навечно в памяти

    Читать
  • 23.03.2024

    Невозможно воевать по законам мирного времение

    Читать
  • 22.03.2024

    Трагедия «Крокуса» – трагедия для всей России

    Читать