Быть маяком. Памяти пропавшего без вести боевого пловца «Альфы» Андрея Тарасенко

В один из погожих сентябрьских дней в Северной общеобразовательной школе № 2 посёлка Северный Белгородского района была торжественно открыта памятная доска офицеру «Альфы» лейтенанту Андрею Тарасенко.

Он — выпускник 1996 года. Оперативный уполномоченный 4-го отдела Управления «А» Центра специального назначения ФСБ России. Погиб 18 сентября 2012 года при выполнении служебных обязанностей в районе города Приморска во время учебного погружения в Финском заливе.

…? вот в школе собрались близкие люди Андрея, друзья, сослуживцы, гости. Московскую делегацию возглавил вице-президент Международной Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» Владимир ?гнатов.

— Нам очень понравилась сама школа, — говорит Владимир Алексеевич, — там несколько кадетских классов, хорошие, внимательные учителя. Нас душевно встретили. Открытие прошло замечательно — было много друзей Андрея Александровича и его сослуживцев. Мы провели Урок Мужества. В дальнейшем надеемся на продолжение работы по сохранению памяти нашего боевого товарища и военно-патриотическому воспитанию молодежи в рамках нашего Содружества Группы «Альфа».

Лейтенант Тарасенко, родившийся 4 июля 1981 года, прожил короткую, но яркую жизнь. Уже сам факт того, что он был зачислен в легендарное подразделение, говорит о многом. Далеко не всякий оказывается тут, удерживается в этом непростом боевом коллективе.

У Андрея было два высших образования — Белгородский государственный университет по специальностям «информатика» и «юриспруденция». Четыре года по контракту в ВДВ. С детства мечтал стать военным. Занимался боксом — достиг больших успехов, когда служил в армии.

На севере Приморска есть поселок Манола Выборгского района, где и погиб Андрей. Тут лучшие пляжи. Залив охраняют корабельные сосны. А по склонам спускаются к берегу настоящие сады камней — ряды булыжников, «подброшенных» еще тысячи лет назад отступившим ледником.

В Маноле в конце 1950-х годов проходили испытания первого в мире атомного ледокола «Ленин». А осенью 2014 года тут был установлен памятный камень с мемориальной доской. ?нициаторами выступили боевые друзья и товарищи Андрея Тарасенко.

«Балтика. Учебная тренировка, назначенная на 18 сентября 2012 года, проходила в ночное время суток, — писала Алиса ?лларионова на страницах «Спецназа России». — Был шторм. Акватория сложная: двойное дно, сильное течение.

В тот день Тарасенко не хотел погружаться, как будто чувствовал беду. А после исчез… ?з двенадцати боевых пловцов вернулось только одиннадцать. Будто Андрея там и не было вовсе. ?нтенсивные двухмесячные поиски, включая сканирование дна, ни к чему не привели. Все оказалось тщетно!»

У японского писателя и переводчика Харуки Мураками есть такие строчки: «Однажды шторм закончится, и ты не вспомнишь, как его пережил. Ты даже не будешь уверен в том, закончился ли он на самом деле. Но одна вещь бесспорна: когда ты вый¬дешь из шторма, ты никогда снова не станешь тем человеком, который вошел в него. Потому что в этом и был весь его смысл».

Андрей же остался в шторме навсегда. В нем — это, конечно, образ, поскольку наши души возвращаются к Тому, кто их создал, и там продолжают свое бытие.

Вообще, был он жизнерадостным парнем с большими планами на будущее. Таким его и запомнили. После Нового года планировал жениться, обзавестись семьей. Но… не успел.

За время службы лейтенант Тарасенко был награжден медалями «За службу на Северном Кавказе», «За принуждение к миру», «Генерал Армии В. Ф. Маргелов».

Так получилось, что погиб Андрей перед самым 20-летием Международной Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа», которое отмечалось осенью 2012 года. Организаторы успели вставить его фотографию в видеоролик, посвященный всем павшим сотрудникам Группы «А» КГБ-ФСБ.

Через год Андрея официально признали погибшим. В поселок Манола приезжали его друзья, коллеги. Вспоминали его. Нашли фото, сделанное в тот роковой вечер…

На мемориальной доске написано: «Железом и огнём из-под воды. Здесь 18.09.2012 года при выполнении служебного задания пропал без вести сотрудник Управления «А» ЦСН ФСБ России лейтенант Андрей Тарасенко».
В августе 2015 года его семье вручили ключи от новой трехкомнатной квартиры в центре Белгорода. Квартиру в современном высотном доме приобрели и отремонтировали на средства фондов «Поколение» и «Айсберг».

Мама Андрея, Любовь ?вановна, его сестра и маленький племянник переехали сюда из малогабаритной хрущёвки в поселке Северный, где они жили в стесненных условиях. ?менно о таком жилье для своих родных и мечтал Андрей.

Там их навестил и поздравил с новосельем приехавший в Белгород начальник Управления «А» Герой России генерал-майор Валерий Канакин.
Сам же Андрей не успел осуществить свои мечты, пройдя на небо через холодное штормовое море Балтики…

У автора Наталии Боттичелли есть такие поразительно тонкие строчки, в которых я поменял только одно слово — в «южных водах» на «северных».

Серебряным тонким когтем луна

Зацепит печальное летнее небо.

Отсутствие мыслей…

Штиль…

Тишина…

А кто-то скандирует: «Зрелищ и хлеба!»

Мои же мечты совсем о другом —

Быть маяком, где-то там,

В северных водах;

Смотреть в бесконечную, вечную синь

? освещать ее в непогоду.

НОВОСТИ / СОБЫТИЯ