«Душой-солдат, талантом-полководец»

      24 ноября исполняется 293 года со дня рождения Александра Суворова

     Суворов бессмертен, его имя, дела и свершения останутся в народной памяти навсегда. С каждым веком суворовские победы сияют все ярче и ярче, освящая неувядаемой славой исторический путь России, воодушевляя ее устроителей и защитников на жертвенное служение и подвиги во имя Отечества.

      Солдат-полководец
      Слова, дела и поступки Суворова просты, ясны, очевидны и в то же время поражают своей мудростью и удивительным результатом. Суворов одним взглядом и мыслью охватывал суть самых сложных и масштабных проблем, выделял главное и находил простое, самое верное на данный момент решение. Это была простота, о которой говорят «где просто, там и ангелов до ста», и которая делает трудно понятными для многочисленных исследователей истоки и причины его ошеломляющих побед и исторических свершений.
      Обладая даром предвидения, Александр Васильевич говорил: «Жизнь столь открытая и известная, какова моя, никогда и никаким биографом искажена быть не может. Всегда найдутся непреложные свидетели истины» (А. В. Суворов. Письма. Москва, 1986).
      Так оно и случилось. Все попытки замарать славное имя Суворова провалились, его имя священно для нашего народа, он и сегодня с нами. По итогам всенародного голосования «?мя Победы» накануне 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. этой святой и великой Победе присвоено имя Суворова! Отныне и навсегда имя Победы — Суворов!
      Почти каждый день и факт жизни генералиссимуса многократно просеян, проверен и скрупулезно рассмотрен через увеличительное стекло очень и не очень добросовестных историков, литературоведов, военных и гражданских исследователей.
      Суворову посвящены тысячи больших и малых книг, сказаний, стихов, поэм, научных и литературных исследований, статей, авторы которых искали и ищут до сего дня ответ на вопрос, почему Александр Васильевич всегда одерживал победы над превосходящим, подготовленным и хорошо вооруженным противником.
      Ответов много, в том числе и абсурдных: везение, удача, стечение обстоятельств, счастье и т. п. ?х, с присущей ему иронией, парировал сам Суворов: «Один раз счастье, другой раз счастье, помилуй Бог! Надо же когда-нибудь и умение».
      Большинство авторов объясняют его победы семейным воспитанием, блестящим образованием, целенаправленной военной подготовкой, природным талантом, помноженным на неустанный труд и непрерывное самообразование, подражанием великим личностям, бурным темпераментом, целеустремленным характером победителя, постижением военного дела с солдатских азов и т. д.


      Все это верно, но подобные обстоятельства, черты и качества были присущи и другим выдающимся полководцам, и только имя Суворова стало негаснущим факелом и путеводной звездой для народа России, высоким духовным идеалом и примером жертвенного служения Отечеству. Но только его победы вызывают одновременно восхищение и недоумение, восторг и непонимание, как такое стало возможным!
      За прошедшие более чем два века дано много определений выдающегося исторического явления по имени Александр Суворов: «необъяснимое чудо», «архирусский генерал», «гений войны», «фельдмаршал-солдат», «солдат-полководец», «русский архистратиг», «российский победоносец» и другие. Они все справедливы, но не все полностью раскрывают секрет «необъяснимого русского чуда».
      Великий сын России, непобедимый русский полководец Александр Васильевич Суворов внес совершенно особый вклад в формирование духовной мощи народов нашего Отечества и его защитников, укрепление духовного превосходства российского воинства, в разработку и практическое решение проблем духовных основ военного дела.
      Суворов жил в эпоху, когда государственное и военное строительство были неотделимы друг от друга, когда территория и независимость России, ее наука, литература, музыка, живопись прирастали и сохранялись эполетами. Мы имеем право говорить не только о великом вкладе Суворова в развитие военного дела России, но и о его вкладе в строительство российской государственности.
      Один из самых образованных людей своей эпохи, Суворов вошел в историю России не только как непобедимый полководец, но и как новатор военного дела, гениальный педагог-воспитатель и духовный наставник войск.
      Командуя Суздальским полком, критически осмысляя опыт Семилетней войны, Суворов разработал и опробовал систему воспитания и обучения войск, знаменитое «Суздальское учреждение», ставшее основой «Науки побеждать». В ней, как писал профессор Николаевской академии Генерального штаба генерал-лейтенант Н. Н. Головин (1875-1944), глубокий «философский взгляд на военное дело проходит рука об руку с глубоким пониманием военной психологии и с замечательным знанием реальностей боя», на основе которой он взрастил своих непобедимых «чудо-богатырей».
      В воспитании войск Суворов добился небывалого, сказанные им негромкие слова, выражения, наставления стремительным и многоголосым эхом мгновенно разлетались по войскам, проникали в сердца и души воинов и действовали на них как наивысший приказ, подлежащий неукоснительному исполнению.


      Военный историк, академик и генерал-лейтенант Н. Ф. Дубровин (1837-1904) писал: «Современники свидетельствуют, что солдаты говорили языком Суворова, а мы думаем, что, напротив, Суворов говорил солдатским…» (Суворов среди преобразователей Екатерининской армии. СПб., 1886). Он был для солдат «отцом», «батюшкой», «нашим Суворовым», а они для него «братцами», «ребятушками», «чудо-богатырями».
      Как отмечал теоретик и практик партизанской войны, герой Отечественной войны 1812 года генерал Денис Давыдов, Суворов «положил руку на сердце русского солдата и изучил его биение». Вся жизнь Суворова, каждый день, бой, поход, сражение пронизаны работой мысли, он постоянно учился сам и непрерывно совершенствовал систему подготовки войск.
      Военный историк генерал-лейтенант А. Ф. Петрушевский (1826-1904) в трехтомной книге «Генералиссимус князь Суворов» отмечает, что Суворов «явление совершенно исключительное по размерам военного дарования, по оригинальности военного искусства, по самобытности своей военной теории».
      Крупнейший военный теоретик Российской империи 2-й половины XIX века, генерал-адъютант М. ?. Драгомиров (1830-1905) в предисловии к этому труду, вышедшему в 1884 году, добавляет: «Суворов не имел предшественников; да и последователя, не только ему равного, но хоть подобного, вероятно, не скоро дождется».

Наука побеждать
      Суворов понимал, что европейская военная наука зашла в тупик, и предвидел наступление новой эры военного искусства. Его мысль опережала свое время минимум на столетие или даже больше. Анализируя основные положения современных воинских уставов, основ подготовки и ведения операций (и не только отечественных), сравнивая их с суворовской «Наукой побеждать», мы обнаруживаем, что они в своей основе опираются на ее положения.
      Подобно тому, как без святого благоверного князя Александра Невского не было бы победы против Орды на Куликовом поле, так без генералиссимуса Александра Васильевича Суворова не было бы победы на Бородинском, а без обоих великих Александров не было бы взятия Берлина в 1945 году.
      Без Суворова и его побед Россия была бы совершенно другой страной. Зная настрой европейских монархов и понимая, что России не избежать столкновения с объединенной Европой, Суворов задолго до 1812 года предупреждал: тщетно двинется на Россию вся Европа, она найдет там Фермопилы, Леонида и свой гроб.
      Так и случилось — Смоленск, Бородино, Малоярославец стали для Наполеона Фермопилами, и почти все его многоязычное общеевропейское войско нашло в России свои безвестные могилы.
      Несмотря на усилия сторонников западной муштры, в русской армии сохранился суворовский дух. Россию отстояли ученики и питомцы Суворова: Багратион, Платов, Милорадович, Кутузов и другие суворовские «чудо-богатыри». На Бородинском поле стеной встали сорок четыре полка, прошедших в разное время боевую школу под командованием Суворова.
      Более двух веков наследие Суворова является основой отечественной военной мысли, воспитания и обучения защитников России. ?стоки побед генералов Ермолова, Скобелева, фельдмаршала Гурко, генерала Брусилова, маршала Жукова и других славных сынов России в делах и творчестве Суворова. В своей боевой практике они воплощали основные принципы суворовской «Науки побеждать».
      Не случайно в грозные годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов был учрежден орден Суворова и созданы Суворовские училища. Советский Союз выстоял и победил гитлеровский фашизм во многом не благодаря, а вопреки марксистско-ленинской идеологии. Он выстоял потому, что русский народ сохранил воспитанную православием готовность защищать Родину.
      Далеко не случайно, что 3 июля 1941 года ?. В. Сталин в своем первом, с начала войны, публичном выступлении (по радио), воззвал к истокам народной мощи, а по сути — к православному духу русского народа словами запретного, но не забытого им православного обращения «братья и сестры!»
      ? он же, Сталин, выступая перед участниками военного парада 7 ноября 1941 года на Красной площади, призвал на помощь русских святых и прославленных полководцев: Александра Невского, Дмитрия Донского, Александра Суворова и других великих сынов России.


      Богу  и  Отечеству
      Как оказалось, обращение к великому прошлому, к образу Святой Руси смогло в нашей официально атеистической стране всколыхнуть, поднять и объединить все слои общества в годину тяжкого испытания на всенародную борьбу с врагом.
      Суворов оказал влияние не только на отечественную, но и на иностранную военную мысль, и первым сказал об этом Наполеон. Русский военный писатель, историк и поэт Ф. Н. Глинка (1786-1880) констатировал: «Теперь уже ясно и открыто, что многие правила военного искусства Наполеон занял у нашего Суворова. Этого не оспаривают сами французы; в этом сознается и сам Наполеон; в письмах из Египта, перехваченных англичанами, он явно говорит Директории, что «Суворова до тех пор не остановят на пути побед, пока не постигнут особенного его искусства воевать и не противопоставят ему его собственных правил»» (Краткое начертание Военного журнала. СПб., 1877). Не получилось, никто не смог остановить Суворова на пути его побед.
      Что же сформировало выдающуюся личность Суворова, сделало его непобедимым? Что лежит в основе его непревзойденной «Науки побеждать»? Почему нас не могут удовлетворить все данные выше объяснения? Чему мы должны учиться у Суворова, чтобы защитить Россию, отстоять ее суверенитет, независимость и территориальную целостность от любого посягнувшего на них?
      На эти вопросы ответ один: мы должны, как Суворов, следовать по пути исторического выбора России, на который направил ее святой князь Владимир — по пути православия.
      Жизнь Суворова являет собой блестящий образец и пример служения Богу и Отечеству! «?стинно, не так бы славен был Суворов, если бы не сияла в нем христианская, высокая, праведная, смиренная душа», — говорится в слове настоятеля Суворовской церкви в селе Кончанском протоиерея Льва Матвеева перед ее переносом в Санкт-Петербург 15 марта 1900 года.
      Болезненный от рождения, худенький, малого роста, Александр Суворов не был тщедушным, у него была большая, смелая, одухотворенная православной верой душа. Суворов жил и служил по божьим заповедям, уповал на божий промысел и был убежден, что дух всегда побеждает в борьбе с грубой физической силой.
      «Ни руки, ни ноги, ни брен¬ное человеческое тело одерживает победу, а бессмертная душа, которая правит и руками, и ногами, и оружием, — и если душа воина велика и могуча, не предается страху и не падает на войне, то и победа несомненна…» (Ф. Боголюбов. Взгляды генералиссимуса Суворова на религию в деле воспитания солдата. СПб., 1894), — учил своих воинов и учит нас сегодня Суворов.
Наставляя подчиненных офицеров и генералов, Суворов говорил: «Дух укрепляй в ВЕРЕ ОТЕЧЕСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ», «Безверное войско учить, что железо перегорелое точить». Составленная Суворовым тетрадь «капральских бесед» начиналась словами: «Молись БОГУ: от НЕГО победа!», затем следовал текст обязательной молитвы: «ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОД?ЦЕ, спаси нас! СВЯТ?ТЕЛЮ ОТЧЕ Н?КОЛАЮ ЧУДОТВОРЧЕ, моли БОГА о нас!» (заглавными буквами выделено самим Суворовым — Авт.) — и далее шло суворовское поучение: «Без сей молитвы оружия не обнажай, ружья не заряжай, ничего не начинай!»
      Духовная полнота и нравственная чистота Александра Васильевича, основанная на его глубокой православной вере, — вот несокрушимая основа его непревзойденной «Науки побеждать». Глубокая Вера, горячая молитва были главным оружием Суворова.
Уверенный в помощи Господа Бога нашего ?исуса Христа и Его чистейшей Матери Пресвятой Богородицы, он без страха шел на врага, часто, но продуманно рисковал, говоря при этом: «Вся жизнь в руках Божиих», «Один десятерых своею силою не одолеешь, помощь Божия нужна!»  Ярчайший образец победы духа над физическими возможностями человека — переход Суворова через Альпы.
      Современники назвали его «невозможным и подобным чуду». Сам Суворов считал, что только несокрушимая вера в Божий промысел помогла ему и войску совершить в Альпах невозможное для человека. Ни одна армия мира не совершала ничего подобного, ни до, ни после Суворова.
      Обращаясь к своим воинам, Суворов говорил: «Чудо богатыри! Бог нас водит, Он нам генерал!», «Грех напрасно убивать!», «С пленными поступать человеколюбиво, стыдиться варварства», «Обывателя не обижай, он нас поит и кормит; солдат не разбойник».
      Наставления Суворова особо впечатляют на фоне обращения Наполеона к войску перед вторжением в Россию: «Москва и Петербург будут наградою подвигов Ваших, вы найдете в них золото, серебро и другие драгоценные сокровища. Вы будете господствовать над русским народом, готовым исполнять все ваши повеления и делать вам удовольствия, какие только угодно будут вашей душе».
Суворов беспредельно любил Россию, традиции и характер русского народа, верил в непобедимость русского солдата и часто напоминал своим воинам: «Мы русские! С нами Бог!», «Ты русский! Знаешь трех сестер — Веру, Надежду и Любовь; с ними Слава и Победа, с ними Бог!» За Суворовым эти слова повторяли солдаты, офицеры и генералы всех национальностей, служивших под его началом.
      Александр Васильевич всемерно будил в солдатах патриотические чувства, поднимал их национальное самосознание, сознание собственного достоинства: «Горжусь, что я русский!», «Мы русские, какой восторг!»


      В то же время, патриотизм Суворова был лишен национального чванства, чувства национальной исключительности и презрения к другим народам. Как говорилось в одной из лекций Академии Генерального штаба, «Патриотизм его был живой и сознательный, он гордился именем русского, не потому, что признавал немца и француза людьми низшего сорта, а потому, что был сыном России» (Суворов в сообщениях профессоров Николаевской академии Генерального штаба. СПб, 1901. Кн. 2).
      Защищая Россию, Суворов защищал дом Богородицы, православие, православную монархию, которой был безоговорочно предан. «Умирай за дом Богородицы, за матушку, за пресветлейший дом. Церковь Бога молит. Кто остался жив, тому честь и слава!» Бескорыстное, жертвенное служение Родине — вот смысл всей жизни Суворова. «Свою жизнь и свое воинское призвание он воспринимал исключительно как служение Господу, Святой Церкви и народу России», — писал о нем Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
      По разным обстоятельствам многие духовные основы суворовской «Науки побеждать» десятилетиями или замалчивались, или обозначались одним-двумя предложениями. В военных учебных заведениях Суворова изучали, но в выхолощенном виде, автор знает это по своему опыту. Мы знали его наказы: «каждый солдат должен знать своей маневр», «сам погибай, а товарища выручай», «дисциплина — мать победы», «Богатыри! Неприятель Вас дрожит…», «Ученье свет, а не ученье — тьма. Дело мастера боится, и коль крестьянин не умеет сохою владеть — хлеб не родится», «За ученого трех неученых дают. Нам мало трех, давай нам 6. Нам мало 6-ти, давай нам 10 на одного. Всех побьем, повалим, в полон возьмем».
      Однако мы не знали, что суворовская система воспитания и обучения войск полностью базируется на православной духовности, что вся жизнь Суворова была образцом высокой православной нравственности, простоты и скромности, а все его наставления были проникнуты глубокой Верой. Мы руководствовались словами Суворова: «Солдату надлежит быть здорову, храбру, тверду, решиму, правдиву», — далее вместо слова «благочестиву» шло многоточие.
      Повсеместно слова Суворова обрывались там, где речь заходила о Боге, православии, молитве. Понадобился не один год внутренней работы, чтобы увидеть и понять, что твердая вера в Бога, несокрушимая уверенность в его заступничестве сделали Суворова непобедимым и превратили его войско в легендарных чудо-богатырей.
      К сожалению, и сегодня многие не видят в суворовской «Науке побеждать» главного — превосходства духовного над материальным. Слушают, но не слышат Суворова, который кричит нам из прошлого: «Ни руки, ни ноги, ни бренное человеческое тело одерживает победу, а бессмертная душа, которая правит и руками, и ногами, и оружием…», «Без сей молитвы оружия не обнажай, ружья не заряжай, ничего не начинай!», «Молись БОГУ: от НЕГО победа!»
      Читают, а реакции нет, все воспринимается как сказки, даже не пытаются вникнуть в слова Суворова. А когда делаешь усилие и вникаешь, то обязательно обнаруживаешь, что Суворов действительно жил и поступал по божьим заповедям.

      «Твой есмь аз»
      6 мая 1800 года Суворов скончался. Последние его слова были: «Долго я гонялся за славой. Все суета. Покой души — у престола Всевышнего». Погребен Суворов в Санкт-Петербурге в Благовещенской церкви Александро-Невской Лавры.
      На могильной плите, согласно его желанию, выбиты всего три слова: «Здесь лежит Суворов». Генералиссимус Суворов никогда не исключался из списков Российской Армии. «В общем списке генералов, веденом с ноября 1796 г. по июнь 1807 г., против фамилии Суворова, среди прочих отметок, имеется надпись: «умер 6-го мая 1800 г.; приказа ж об нем не было»» (Генералиссимус Суворов. Сборник документов и материалов. 1947).
      За несколько дней до смерти Суворов сам назвал основной источник своей непобедимости: «Я уповал на Бога и был непоколебим», — и это главный секрет суворовской «Науки Побеждать». Он любил Бога, и Бог любил его, посылал ему испытания и давал силы для их преодоления, помогал и спасал от неминуемой, казалось бы, смерти.
      Самое поразительное в Суворове не ежедневная неутомимая работа над собой, не военный гений и не энциклопедические знания, не великие походы и даже не его удивительные победы, а вера и несокрушимый дух, которые обусловили эти победы и явились источником его непобедимости!
      «Твой есмь аз», — такими словами заканчивает Александр Васильевич свой покаянный канон ко Господу ?исусу Христу, написанный им за два месяца до своей праведной кончины. ? это самое главное, что мы должны понять, изучая Суворова! Вера в Бога — главная основа всей жизни и всех побед Суворова, все остальное от нее производно!
      В январе 1800 года Суворов сказал художнику Шмидту, писавшему его портрет: «Ваша кисть изобразит черты лица моего: они видимы, но внутренний человек во мне скрыт. Я должен сказать Вам, что я лил кровь ручьями. Трепещу, но люблю ближнего моего, в жизнь мою никого не сделал я несчастным, не подписал ни одного смертного приговора, не раздавил моей рукой ни одного насекомого».
      Главное в Суворове как в человеке и воине — исполнение основной божьей заповеди — люблю своего ближнего, как самого себя! Веками эта евангельская мудрость лежала в делах устроителей и защитников России: «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон. ?бо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого, и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя. Любовь не делает ближнему зла; итак, любовь есть исполнение закона» (Послание апостола Павла римлянам (13: 8-10)). Эту заповедь Суворов не нарушил ни разу.
      Все вышеизложенное позволяет утверждать, что Суворов — само воплощение России, всех духовно-нравственных ценностей и глубинных смыслов русской православной цивилизации. В Суворове скрыт цивилизационный код России, генетический код всех ее будущих побед!
      Более полутора веков назад известный военный писатель, профессор, генерал-лейтенант М. ?. Богданович (1805-1882) отмечал: «Суворов соединял в себе все превосходные качества русского воина: и уважение к святыне, и доверие к Промыслу, и любовь к Родине. Суворов был и всегда будет представителем нашего воинства. Пройдут многие годы, явятся в русском народе другие великие вожди и укажут полкам нашим новые пути к победам и славам; но каждый раз, когда стальная стена штыков русских должна будет обрушиться на врагов наших, мы вспомним Суворова».


      Сегодня нам снова, как в 1812 и 1945 годах, нужен образ и пример Суворова.
Суворовская «Наука побеждать» должна стать духовной основой самовозрастания всех граждан России, но особенно воспитания детей и молодежи. «Войны выигрываются и проигрываются за школьными партами», — говорил германский канцлер Бисмарк, а восточная мудрость гласит: «Хочешь победить врага, воспитай его детей».
      Время требует от нас нового и более глубокого изучения суворовского наследия, особенно его главной, духовно-нравственной составляющей. «Потомство мое прошу брать мой пример: всяко дело начинать благословлением Божьим; до издыхания быть верным Государю и Отечеству; убегать роскоши, праздности и корыстолюбия и искать славу через истину и добродетель!» «Будем всегда служить Верою и Правдою России, сим посрамим врагов наших!»
      Давайте вдумаемся поглубже в эти слова Суворова, и нам станет ясно, почему суворовское наследие должно стать духовной основой всей нашей жизни.
      Александр Васильевич прожил свою жизнь в воздержании, умеренности и простоте, но оставил нам богатейшее духовное и военное наследство. Его сокровищница неисчерпаема, но, прежде всего, мы должны учиться у Суворова верить в Бога и верить Богу, любить Россию, верить в Россию, трудиться во благо России, сражаться за Россию и непременно побеждать.
Честь имею!

ЧЕРКАСОВ Александр Владимирович — генерал-майор, кандидат военных наук, доцент, старший научный сотрудник, профессор Военного университета Министерства обороны РФ. Председатель Попечительского Совета РОО ветеранов и инвалидов силовых структур «ОМОФОР — Суворовский призыв». Член Центрального Совета ООД «Россия Православная»

http://www.specnaz.ru/articles/298/18/4093.htm

НОВОСТИ / СОБЫТИЯ